Музей закрыт до улучшения ситуации с COVID-19.

Даты проведения выставки: 07.02.2020 – 11.05.2020.

Каждому посетителю музея, по желанию, бесплатно предоставляется маска. Также информируем, что, как правило, в музее одновременно не бывает более 15 посетителей.

Метафизика — это исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

В образе «Витрувианского человека» великий Леонардо да Винчи показал как отражается божественный замысел в строении тела человека. К его рисунку, как эталону, возвращаются художники всех времён. В классическом искусстве красота обнажённого человеческого тела  это воплощение гармонии мироздания, совершенство природы.

Выставка «Эгон Шиле и Рихард Линднер: Метафизика тела»

В XX веке происходит радикальный пересмотр этой (одной из центральных) темы в западном искусстве. Живопись, как философия и психоанализ, наделяет тело новым особым статусом. Тело и телесное становятся объектом художественной рефлексии и эксперимента. На первый план выдвигается целый ряд вопросов:  что считается красивым и некрасивым, допустим и недопустимым в изображении тела? Какое отношение между телом и тем, что им движет (душа, сознание, бессознательное)? Границы образа тела становятся все более подвижными, происходит смена парадигмы с «тела как объект», как предмета созерцания в академическом понимании, на «тело субъект».

Эгон Шиле (1890–1918) — ярчайшая и шокирующая фигура своего времени. Несравненный рисовальщик, борец за полную художественную свободу, он пытливо берётся за исследование человеческого тела, с помощью которого стремится извлечь на поверхность тайники своей души. Шиле смог представить зрителю иную обнажённую натуру и заставить задуматься над самыми глубинными инстинктами человеческой сущности. Эгон Шиле сегодня абсолютно культовая личность. Он за столь короткий жизненный и творческий срок смог занять переломное место в искусстве и оказать значительное влияние на современные перформативные телесные практики.

Richard Lindner, Kiss (1971)
Richard Lindner, Kiss (1971)

Вторым автором, представленным на выставке, является Рихард Линднер (1901–1978), американо-немецкий художник, знаменитый иллюстратор и графический дизайнер, музыкант. Его художественный стиль получил особый термин — «механический кубизм», где гротескные и характерные образы представляют собой симбиоз человеческого тела и механических деталей.  Рихард Линднер представлял жителей мегаполиса как новый телесный конструктор, обладающего чувствами, эмоциями и настроениями. Он на десятилетия предвосхитил появления жанра киберпанк. Творчество Линднера стало неотъемлемой частью мира поп-арта, он был автором нескольких культовых изображений, таких как обложки книги «Антиэдип» (1972) Жиль Делеза и Феликса Гваттари и любимым художником Джона Леннона (обложка The Beatles «Yellow Submarine»).

Перед кураторами выставки стояла дуалистическая задача: в рамках единого выставочного пространства не противопоставить двух масштабных личностей и художников XX века, а  попытаться проникнуть в мир каждого, прочувствовать его и найти точки соприкосновения  между драматически надломленными образами одного и яркими гротескными образами другого, между экспрессионизмом и кубизмом, между истоками поп-арта и современного перформанса.

Стоимость билетов

  • Льготный 150 ₽
  • Стандартный 300 ₽