Точные даты проведения выставки пока неизвестны в связи с карантинной обстановкой.

Историю XX века невозможно представить без стиля, который беспрерывно эволюционировал, претерпевал невероятные метаморфозы, оказывал влияние на все аспекты жизни, а также представлял собой целую систему, основанную на диалоге авангарда и классики –  великого и неподражаемого Ар-деко. Точкой отсчета принято считать 1909 год, когда различные дизайнерские идеи постепенно сформировались в единый изначально элитарный стиль. Во время Международной выставки декоративного искусства и современной художественной промышленности (Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes) в Париже в 1925 году Ар-деко достиг своего расцвета. В 1966 году произошло возрождение стиля. Именно в этот период художественное направление, занявшее промежуточное положение между традиционалистскими и модернистскими течениями, наконец-то обрело название, под которым известно до сих пор. Основной миссией Ар-деко было адаптировать и интегрировать витавший в воздухе сгусток разнородных идей, смягчить контрасты, уравновесить и создать ощущение гармонии и праздника в эпоху новаций. 

Ар-деко – стиль, преодолевший время

Неслучайно многие исследователи, например, Б. Хиллер, называют Ар-деко «тотальным», «глобальным» стилем, так как именно он оказывал мощное влияние на все сферы жизни: искусство, моду, дизайн, архитектуру и рекламу. Именно поэтому в рамках экспозиции Музея печатной графики важной задачей было показать не только общую эстетику стиля, но и какое широкое географическое и идейное распространение он получил. На выставке «Ар-деко: стиль, преодолевший время» зрителю предложат совершить погружение в эпоху через призму графики и насладиться работами самых выдающихся художников, ставших иконами своего времени. 

Тамара Лемпицка (1898 – 1980 гг.) – американская художница польского происхождения, будучи идеалом женщины XX века, смогла не только проницательно ощутить настроение эпохи, но и крайне тонко использовать традиционный язык Ар-деко в своих произведениях.  Воспользовавшись методом «синтетического кубизма», Лемпицка быстро обрела свой узнаваемый почерк. Именно она произвела революцию, когда во всех портретах приковала внимание общественности к сильной раскрепощенной и эмансипированной женщине. Ее Автопортрет (Тамара в зеленом Bugatti), заказанный немецким модным журналом Die Dame, стал ярчайшим символом эпохи и одним из самых известных примеров живописи Ар-деко. На выставке зрители смогут увидеть масштабные шелкографии Лемпицки и ощутить, как неразрывно связаны работы художницы с ее жизнью. Наряду со своими современницами, такими как Коко Шанель и Симона де Бовуар, Лемпицка уверенно бросила вызов ограничениям и смогла изменить отношение к положению женщины в сфере искусства. 

Ар-деко – стиль, преодолевший время

Безусловно, как речь заходит об Ар-деко, нельзя не обратиться к работам мэтра  этого направления – Эрте (1892-1990 гг.), нашему соотечественнику, покорившему Париж, а затем и весь мир. Творческий гений Романа Петровича Тыртова оказывал направляющее влияние на многие области визуальной культуры, включая иллюстрации и обложки для модных журналов, костюмы для оперы и балета, скульптуру, декорации для множества постановок. Именно Эрте привнес в моду чувство живописности и театральности. Многое из того, что сегодня считается показательными примерами стиля Ар-деко, было создано под воздействием сильной и вневременной эстетики мастера. В экспозиции представлены изысканные шелкографии, созданные по мотивам рисунков театральных костюмов и декораций, которые способствовали активной популяризации стиля. 

Другим весомым аспектом, демонстрирующим влияние Ар-деко, считается искусство художественного плаката. После Первой мировой войны возникла новая профессия – художник-график. Первые его представители работали в сфере моды и театра. Плакат стал особым инструментом рекламы нового образа жизни. Одни из самых знаковых образов эпохи были созданы революционным художником-графиков Ар-деко А. М. Кассандром (1901-1968 гг.). Он считал, что плакат гораздо более актуален для современной жизни и позволяет установить контакт с более широкой аудиторией. Помимо художественной составляющей плакаты Кассандра были первой рекламой, которую было возможно считывать, передвигаясь на транспортных средствах, что было особенно актуально в век развития машинной индустрии. Кроме того, в отдельных секциях выставочного пространства разместятся работы других художников, ярких представителей искусства плаката, а именно динамические композиции итальянского маэстро дизайна Джанкаро Импилиа (1940 г.), а также великолепная архитектурная эстетика, сочетающая в себе городскую  действительность с постмодернистким романтизмом в шелкографиях Роберта Хоппе (1943-1989 гг.).

Ар-деко не только покорил весь мир. Он смог преодолеть время, так как до сих пор не оставляет никого равнодушным и является источником вдохновения для дизайнеров, модельеров, архитекторов и людей других профессий во всем мире. В экспозиции впервые в России будут представлены работы Крейга Дрейка, художника-графика и креативного директора Netflix, который уверенно переносит изящную эстетику Ар-деко на современную поп-культуру. Благодаря характерным для стиля геометрическим острым углам и линиям персонажи кинематографа, а также мира комикcов, вселенных Marvel и  DC, приобретают особый лоск и приковывают к себе внимание зрителя. Это подчеркивает, что стиль по-прежнему актуален для новых поколений иллюстраторов.

Ар-деко был той самой необходимостью, которая давала возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас, видеть в ней свет и тянутся к нему абсолютно каждому. Кураторам выставки крайне важно показать, что именно этот стиль и сегодня заслуживает особого внимания, так как является прямым отражением всех сфер жизни, он не бездушен и не безучастлив, а напрямую связан с местом и атмосферой, где формируется. Именно Ар-деко смог перейти на новую ступень осмысления. Таким образом, благодаря этому художественному направлению по-прежнему происходит интеграция наследия прошлого и новых веяний. В этом сила, влияние и неизживаемость стиля. Его важнейшими чертами являются оптимизм и утвердительность, а конечной целью – ощущение полноты чувств и гармонии жизни. Ар-деко – это стиль для людей, и представленная экспозиция выстроена именно так, что каждый зритель сможет не только ознакомиться с графическими работами выдающихся деятелей эпохи XX века, но и ощутить атмосферу комфорта и праздника жизни.